Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

 

Вход Господень
в Иерусалим
(Вербное воскресенье)

 

Вопреки расхожему мнению, Великий пост заканчивается не Воскресением Христовым – оно венчает собой Страстную седмицу. Итог же Великого поста – в торжественной встрече Бога в Иерусалиме нашего сердца, устланном покаянием, как дорога перед ослёнком Спасителя

Икона Вход Господень в Иерусалим (фрагмент)

Икона Вход Господень в Иерусалим (фрагмент)

Дата праздника: за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста

«Благословен, грядый во имя Господне!»

Вход Господень во Иерусалим произошёл сразу после одного из величайших чудес Спасителя – воскрешения праведного Лазаря, о котором все знали, что его тело уже три дня разлагалось во гробе. Однако вот он, живой и здоровый, ходит среди людей! Теперь уже никто не сомневался, что Христос – это ожидаемый Мессия! И во время Его прихода в Иерусалим к празднику Пасхи народ Израильский воздал Спасителю особенные почести, оказываемые обычно лишь царям.

Жители Иерусалима и паломники постилали под ноги едущего на ослёнке Христа свои одежды и пальмовые ветви. Они кричали: «Осанна сыну Давидову! Благословен, грядый во имя Господне!» и выпускали вперёд из толпы детей, чтобы те восхваляли Господа. Искупитель вошёл в Святой Город в день, когда по традиции выбирали пасхального агнца – священную жертву в память о спасении Богом израильского народа из плена в Египте. Так Он показал ученикам, что на этот раз пасхальной жертвой предстоит стать Ему.

В Ветхом Завете жертва спасла из рабства один народ. В Новом Завете – всё человечество. И от гораздо более серьёзного угнетения, чем то, которое некогда наложили на евреев египтяне. От рабства греху. Вот что мы вспоминаем в Вербное воскресенье (Неделю ваий).

О чём помолиться в Неделю ваий?

День Входа Господня во Иерусалим – момент радостной встречи с Небесным Отцом, который никогда не отказывает в помощи своим детям. А значит, стоит помолиться Богу об исцелении от болезней и разрешении трудных житейских ситуаций. Но столь же важно и поблагодарить Творца за все Его благодеяния!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Икона Вход Господень в Иерусалим

Икона Вход Господень в Иерусалим

Богословское содержание

В этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия.

Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца.

Историческое содержание

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды…

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской…» (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

(автор «Исторического содержания»: историк-архивист Юрий Рубан)

Икона Вход Господень в Иерусалим

Икона Вход Господень в Иерусалим

Молитвы

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим

глас 1

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)

Ин тропарь на Вход Господень в Иерусалим

глас 4

Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»

Кондак на Вход Господень в Иерусалим

глас 6

На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Величание на Вход Господень в Иерусалим

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Молитва на Вход Господень в Иерусалим

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон Входу Господню в Иерусалим

Открыть канон на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).

Акафист Входу Господню в Иерусалим

Открыть акафист на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).

Икона Вход Господень в Иерусалим

Икона Вход Господень в Иерусалим

Аудио

«Вход Господень в Иерусалим». (Глава из книги «Труды. Книга вторая» митрополита Антония Сурожского (Блум)


длительность: 06:15 мин

Книга вторая «Трудов» Антония Сурожского, о которых Ольга Седакова отзывалась как об «огромном, прекрасно составленном и откомментированном томе, в каком-то отношении суммирующем четыре десятилетия жизни слова владыки Антония».

| Всю книгу «Труды. Книга вторая» прослушать и скачать можно на портале «Предание.Ру»

Видео

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Вербное воскресенье»


длительность: 26:04 мин

Фильм снят в 2017 году, входит в цикл «Православные праздники». Длится он менее получаса, сморится на одном дыхании. Мы узнаем об истории праздника, о его богословской глубине и исторической значимости для христианской церкви. Почему это одновременно и радостный, и скорбный день? Показана неразрывная связь Входа Господня в Иерусалим с событиями Страстной седмицы и грядущей Пасхи.
Что происходит в Великую Среду, Великий (Чистый) Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу?
Объясняются Таинства крещения, миропомазания, причастия. Фильм характеризует серьезная режиссерская и операторская работа. Он будет интересен не только воцерковленным христианам, но и тем, кто еще стоит на пороге Церкви.

| Полнее о Входе Господне в Иерусалим:

Вход Господень в Иерусалим. Событие праздника (Битбунов Г.С.)
Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

Битва с нашей смертью (архимандрит Тихон (Шевкунов))
Господь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того, чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас – с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить. (MP3 файл. Продолжительность 12:07 мин. Размер 8.8 Mb).

«Ветер Пасхи дует нам в лица» (протоиерей Александр Шаргунов)
Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень?

Слово в Неделю Ваий (иеромонах Иов (Гумеров))
Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Господь проповедовал три с половиной года Евангелие Царствия. Проповедь эта проходила в основном в Галилеи и Десятиградии, и, главным образом, в Капернауме как в городе, который избрал Господь. Но на великие праздники Спаситель приходил в Иерусалим и, прежде всего, на праздник Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 18:02 мин. Размер 8.7 Mb).

Слово в неделю ваий (свт. Лука (Войно-Ясенецкий))
Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда кто-нибудь впервые знакомится с Евангелием, то останавливается его мысль на главе, которая повествует о входе Господнем в Иерусалим, останавливается с удивлением, даже с недоумением, ибо читали они во многих других местах Евангелия, что Господь наш Иисус Христос всегда и неизменно отклонял от Себя всякие почести, всякое превозношение, ибо был Он кроток и смирен сердцем.

Поучение в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) (прот. Валентин Амфитеатров)
В Иерусалиме и его окрестностях совершалось в одну из предпасхальных недель странное явление. Из уст в уста передавались чудные рассказы про Иисуса из Галилеи. Миллионная масса горела нетерпением торжественно встретить Иисуса в Иерусалиме и своими задушевными восторгами положить начало благоговению и любви к Господу, признать в Нем ожидаемого Мессию и отдать Ему свои душу и сердце. Такое восторженное настроение миллионных народных веселых масс приводило в восхищение двенадцать учеников Спасителя. Их радость была неудержима. Им казалось несомненным, что настало теперь не для них только, но и для целого мира бесконечное счастье.

Слово на Вход Господень в Иерусалим. О встрече Господа (архим. Кирилл (Павлов))
Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Церковь, а вместе с нею и мы, празднственно воспоминает торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Господь наш Иисус Христос во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном после чудесного воскрешения Лазаря, за шесть дней до Своей смерти, являет Себя иудеям, решительно давая им уразуметь, что Он воистину есть Тот Мессия и Царь, Которого они ждут.

Слово историческое в неделю ваий (Мф.21) (свт. Димитрий Ростовский)
Когда Господь наш Иисус Христос со славою входил в Иерусалим, то народ встречал Его с пальмовыми ветвями, а отроки взывали: «Осанна!» Станем же и мы, о, возлюбленные, станем умом нашим при вратах Иерусалимских, станем на том месте, где совершился славный вход Господень в Иерусалим, посмотрим, как совершалось сие событие, и хоть немного присмотримся к нему нашими духовными очами.

Торжественный Вход Господа в Иерусалим, исполнившиеся в нем пророчества и значение в домостроительстве спасения (сщмч. Фаддей (Успенский))
Торжественный вход Господа в Иерусалим не был каким-либо случайным, малозначительным событием в жизни Господа: он был таким событием, которое, будучи торжественно и величественно само по себе, вместе с тем обращало уже на себя взоры многих ветхозаветных пророков и предуказало великую перемену в судьбах Царствия Божия, отвержение избранного народа Божия и призвание в него язычников.

Икона Вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа

Икона Вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа


 

Источники:
https://days.pravoslavie.ru/Days/20230327.html,
https://azbyka.ru/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim,
http://sv-uspenie.cerkov.ru,
https://predanie.ru/audio/277744-vhod-gospoden-v-ierusalim.

 

(прочитано 124)

Добавить комментарий