7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля —
Благовещение
Пресвятой Богородицы

 

Если Христос – «новый Адам», то Пресвятая Дева Мария – поистине «новая Ева», восполнившая своей кротостью и своим послушанием воле Божией дерзость и непослушание прародителей человечества. Сегодня мы вспоминаем великий урок восприятия и сохранения благодати Божией

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Дата праздника: ежегодно 7 апреля (по нов.ст.)

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу как Царицу Небесную. Как существо, взошедшее по лестнице святости превыше не только всех людей, но даже и ангелов. Однако в земной жизни Дева Мария была носительницей той же повреждённой грехом человеческой природы, что и у всех нас. Почему же именно Она оказалась достойной воспринять «рождаемое Святое»? Ответ прост и кроется в Её удивительном чувстве воли Божией и таком же удивительном смирении.

В день Благовещения архангел Гавриил явился к Пресвятой Деве и принёс Ей весть о том, что Она может стать матерью Богочеловека: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. …Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».

Пречистая ни на минуту не усомнилась в том, что такое возможно, не стала настаивать перед Богом на «своих планах на жизнь». Вместо этого Она лишь кротко спросила архангела: «Как будет это?». В этом вопросе уже прозвучало то согласие, та добрая воля, которой всё человечество обязано искуплением.

Как отблагодарить Пречистую Деву?

Высшая молитва состоит не в просьбах, а в благодарности. В день Благовещения Пресвятой Богородицы будет правильно преклонить колени перед Её пречистым образом и пропеть акафист с восславлением Царицы Небесной. Если же и просить чего-то в этот день – то умения чувствовать волю нашего Небесного Отца и смирения, чтобы следовать ей. Только так мы вслед за Пречистой Девой сможем взойти по лестнице святости и стяжать благодать Духа Святого!

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Богословское содержание

Явив, в ответ на слова Ангела, согласие стать Матерью Сына Божьего по человеческому естеству, Богородица продемонстрировала послушание Богу и послужила Божественному Домостроительству Спасения.

В этот день, с согласия Девы Марии, Сын Божий восприял в Свою Ипостась человеческое естество (произошло сверхъестественное зачатие Господа Иисуса Христа по человеческому естеству).

В этот день Богородица, по слову отцов, сделалась «Небом», «Раем», «Ковчегом», «Лествицей Небесной».

Историческое содержание

На­зва­ние празд­ни­ка ука­зы­ва­ет на ка­кое-то осо­бое, неслы­хан­ное ра­нее «ра­дост­ное из­ве­стие», про­зву­чав­шее еди­но­жды в ми­ро­вой ис­то­рии. Этим и объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ствие у празд­ни­ка уточ­ня­ю­ще­го смысл под­за­го­лов­ка (осо­бен­но в оби­ход­ной ре­чи): про­из­но­ся од­но лишь сло­во «Бла­го­ве­ще­ние», мы не бо­им­ся быть невер­но по­ня­ты­ми, ибо «ра­дост­ных из­ве­стий» бы­ло мно­го, но Бла­го­ве­ще­ние слу­чи­лось лишь од­на­жды. Та­ким об­ра­зом, на­зва­ние празд­ни­ка «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це» бук­валь­но озна­ча­ет: «Ра­дост­ная весть [со­об­щен­ная] Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це». Ка­кая же ра­дост­ная весть со­став­ля­ет су­ще­ство празд­ни­ка? Кто был вест­ни­ком?

Из Еван­ге­лия от Лу­ки (ибо толь­ко он опи­сы­ва­ет дан­ное со­бы­тие) мы узна­ём, что немно­гим бо­лее двух ты­сяч лет то­му на­зад в ма­лень­ком па­ле­стин­ском го­род­ке На­за­ре­те со­вер­ши­лось пре­вос­хо­дя­щее на­ше ра­зу­ме­ние со­бы­тие — при­ро­да Бо­га со­еди­ни­лась с при­ро­дой че­ло­ве­ка. Здесь жи­ла скром­ная под­дан­ная рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, юная Ма­рия, к то­му вре­ме­ни си­ро­та. Она про­ис­хо­ди­ла из ди­на­стии ца­ря Да­ви­да, к ко­то­рой при­над­ле­жал и Иосиф, хра­ни­тель дев­ства Ма­рии, по­жи­лой вдо­вец, ко­то­ро­му Она бы­ла об­ру­че­на во ис­пол­не­ние тра­ди­ции, вос­пре­щав­шей доб­ро­де­тель­ной жен­щине оста­вать­ся оди­но­кой. Иосиф был бе­ден, ра­зу­ме­ет­ся, не афи­ши­ро­вал свое про­ис­хож­де­ние (это бы­ло смер­тель­но опас­но!) и вел жизнь про­сто­го ре­мес­лен­ни­ка.

Мож­но пред­ста­вить чув­ства юной Де­вы, Ко­то­рой, во вре­мя от­сут­ствия Иоси­фа, вдруг зри­мо пред­стал небес­ный вест­ник, ан­гел Гав­ри­ил.

«Ан­гел, вой­дя к Ней, ска­зал:
«Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная! С То­бою Гос­подь!»

Но Она силь­но сму­ти­лась от его слов и ста­ла раз­ду­мы­вать, что же зна­чит та­кое при­вет­ствие. И ска­зал Ей ан­гел:

«Не стра­шись, Ма­ри­ам,
ибо Ты об­ре­ла ми­лость у Бо­га:
и вот, Ты зач­нешь и ро­дишь Сы­на,
и на­ре­чешь Ему имя: Иисус.

И бу­дет Он ве­лик,
и на­зо­вут Его Сы­ном Все­выш­не­го.»

И ска­за­ла Ма­ри­ам ан­ге­лу:
«Как же бу­дет это, ес­ли Я не знаю му­жа?»

И ан­гел ска­зал Ей в от­вет:
«Дух Свя­той сой­дет на Те­бя,
и Си­ла Выш­не­го осе­нит Те­бя,

по­то­му Ди­тя Твое бу­дет свя­то
и на­ре­чет­ся: Сын Бо­жий.»

То­гда Ма­ри­ам ска­за­ла:
«Пред то­бою ра­ба Гос­под­ня; да бу­дет со Мною, как ты ска­зал.»
И уда­лил­ся от Нее ан­гел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).

О со­вер­шив­шем­ся в эти мгно­ве­ния та­ин­стве труд­но го­во­рить: лю­бые сло­ва ка­жут­ся непро­сти­тель­ной дер­зо­стью. Здесь при­ста­ло толь­ко бла­го­го­вей­ное со­зер­ца­ние тай­ны: «удо­бее мол­ча­ние» (при­ли­че­ству­ет мол­ча­ние), как по­ет­ся в од­ном из бо­го­ро­дич­ных гим­нов.

По­ста­ра­ем­ся лишь по­нять: то, что за­ни­ма­ет несколь­ко строк еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния, под­го­тав­ли­ва­лось всей ис­то­ри­ей вет­хо­за­вет­но­го че­ло­ве­че­ства, и в диа­ло­ге ан­ге­ла и Де­вы Ма­рии эта ис­то­рия об­ре­ла свой смысл и дол­го­ждан­ное за­вер­ше­ние. Вет­хий за­вет (что зна­чит бук­валь­но «древ­ний со­юз», «ста­рый до­го­вор») Бо­га с че­ло­ве­ком, имев­ший ха­рак­тер под­го­то­ви­тель­ный и вре­мен­ный, от­ныне сме­ня­ет­ся но­вым со­ю­зом со всем че­ло­ве­че­ством и на все вре­ме­на.

Од­ни­ми лишь сво­и­ми си­ла­ми че­ло­век не мог пре­одо­леть глу­бо­чай­шую про­пасть, раз­верз­шу­ю­ся меж­ду ним и Бо­гом, ибо страш­ный удар, со­тряс­ший его в неза­па­мят­ные вре­ме­на («гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей»), рас­ко­лол его свер­ху до­ни­зу: от выс­ше­го со­зна­ния до те­лес­ной при­ро­ды. Он пе­ре­стал при­над­ле­жать Сво­е­му Со­зда­те­лю, а зна­чит — и сво­е­му ра­зум­но­му «я». По­тре­бо­ва­лась встре­ча и ре­аль­ное со­еди­не­ние Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской при­ро­ды через Бо­го­во­пло­ще­ние. Толь­ко так мог­ла быть воз­вра­ще­на в пер­во­здан­ное до­сто­ин­ство це­лост­ная при­ро­да че­ло­ве­ка. И в ли­це Ма­рии че­ло­ве­че­ство до­стиг­ло выс­шей точ­ки сво­е­го ду­хов­но-нрав­ствен­но­го раз­ви­тия и очи­ще­ния на пу­тях вос­ста­нов­ле­ния Со­ю­за с Бо­гом.

Неза­ме­чен­ным бы­ло яв­ле­ние Де­ве Ма­рии вест­ни­ка Небес, ни­кто не слы­шал про­ис­шед­ше­го меж­ду ни­ми раз­го­во­ра. Ни­чуть не из­ме­ни­лась ви­ди­мая жизнь ни в са­мом На­за­ре­те, ни тем бо­лее в гор­де­ли­вом Ри­ме по­сле ис­чез­но­ве­ния ан­ге­ла. Но как уди­ви­лись бы жи­те­ли огром­ной мно­го­языч­ной Им­пе­рии, ес­ли бы узна­ли, что имен­но в этом непри­мет­ном со­бы­тии на­шла свое оправ­да­ние и за­вер­ше­ние вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства от Ада­ма и что их по­том­ки ста­нут от­счи­ты­вать Но­вую эру от Дня Рож­де­ния маль­чи­ка, ко­то­ро­го окру­жа­ю­щие пре­не­бре­жи­тель­но на­зы­ва­ли «сы­ном плот­ни­ка»!

«Се­го­дня — на­ча­ло на­ше­го спа­се­ния…», — по­ет­ся за бо­го­слу­же­ни­ем празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния. Про­дол­же­ни­ем его станет жизнь Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста – «Вто­ро­го Ада­ма», а за­вер­ше­ни­ем — Тай­ная ве­че­ря, Гол­го­фа, воз­глас «Со­вер­ши­лось!», нис­хож­де­ние во Ад, Три­днев­ное Вос­кре­се­ние, Воз­не­се­ние и си­де­ние «одес­ную От­ца».

Древ­ний на­род­ный обы­чай в день Бла­го­ве­ще­ния вы­пус­кать из кле­ток на во­лю пле­нен­ных птиц ме­ло­ди­че­ски за­пе­чат­лен в пре­крас­ных сти­хах А. Пуш­ки­на и Ф. Ту­ман­ско­го.

(автор «Исторического содержания»: историк-архивист Юрий Рубан. В его книге «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це» (изд. «Хро­но­граф», 1991. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Том V, с. 254-268) можно ознакомиться с по­дроб­ной биб­лио­гра­фией праздника)

| В продолжение темы «Историческое содержание» — публикация «Событие Благовещения» (иеромонах Ефрем (Просянок)).

Икона Образ Благовещения Пресвятой Богородицы

Икона Образ Благовещения Пресвятой Богородицы

Молитвы

Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна¹, и е́же от ве́ка та́инства явле́ние²:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть³ благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице⁴ возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная⁵,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод:

В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Примечания:

¹ Слово главизна (κεφάλαιον) в данном случае имеет значение «самая суть», «ключевой аргумент» (иное значение слова — «раздел текста» [ср. совр. рус. «глава [книги]»] — здесь не подходит). На Благовещение происходит, по сути, самое главное событие всей истории спасения Богом падшего человечества (см. ниже комм. 4). Недаром в первые века христианства считалось, что в ту же точно дату свершилась и Искупительная Жертва Христа на Кресте (позднее византийцы немного скорректировали эту хронологию и стали считать 25 марта по юлианскому календарю — дату Благовещения — днем не Распятия — Пасхи Крестной, — а днём Воскресения Христова, Пасхи Воскресной. Поэтому в те редкие годы, когда Пасха совпадает с Благовещением, она называется Кириопасхой = «Точной [в смысле календарной даты] Пасхой»).

² Церковнославянское слово явление вполне передает значение оригинала (φανέρωσις, значения: «видимый знак», «раскрытие [тайны]», «проявление [чего-то, ранее сокрытого]», «появление [звезды на небосклоне]»), но в русском языке у слова «явление» спектр значений соответствует, скорее, слову «феномен».

³ В дониконовском варианте перевода тропаря вместо благодать читается радость. В греческом оригинале: χάριν, «благодать», однако игра слов вполне угадывается, поскольку от χάραν («радость») это слово отличается всего одной буквой (а в некоторых рукописях так и написано, через -α-). Архангел сначала приветствует Деву: «Радуйся…» (Χαῖρε), а затем говорит, что Она обрела благодать (χάριν) у Бога (Лк 1. 28–29). На этой игре слов — «радость»/«благодать» — построены многие песнопения Благовещения.

⁴ Как известно, этот термин сделался камнем преткновения для древнего еретика Нестория. Святитель Кирилл Александрийский, подробно изобличивший его ересь, многократно разъяснил, что во главе угла православного учения о спасении лежит догмат о Боговоплощении, что мы и празднуем на Благовещение. Ср. первую строку тропаря.

⁵ В дониконовском варианте: Обрадованная, что является альтернативным переводом оригинала, Κεχαριτωμένη (ср. комм. 3). Само слово κεχαριτωμένη взято из обращения архангела Гавриила к Пречистой Деве: Χαῖρε Κεχαριτωμένη! ὁ Κύριος μετὰ σοῦ (Лк 1. 28: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»), и далее сам архангел его и разъясняет: «εὗρες γὰρ χάριν παρὰ τῷ Θεῷ» (ибо Ты обрела благодать у Бога: Лк 1. 30; т. о., наиболее точным переводом было бы не «Благодатная» или «Обрадованная», а «Та, Кто обрела благодать у Бога»). Это обращение напоминает слова пророчества Софонии: Χαῖρε σφόδρα θύγατερ Σιων, κήρυσσε θύγατερ Ιερουσαλημ· εὐφραίνου καὶ κατατέρπου ἐξ ὅλης τῆς καρδίας σου θύγατερ Ιερουσαλημ!.. Κύριος ὁ Θεός σου ἐν σοί… (Соф 3. 14 и 17, в переводе Септуагинты) — Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля!.. Господь Бог Твой в Тебе… Скоро, в Великую субботу, мы его услышим.

(священник Михаил Желтов)

Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы

глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание Благовещения Пресвятой Богородицы

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Задостойник праздника Благовещения

глас 4

Благовествуй, земле, радость велию,// хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Молитва 1‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Приими́, Всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ной прикла́дныя от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо Тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся Свята́го Те́ла Его́ и Пречи́стыя Кро́ве Его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, Всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных на́с соблюди́: я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и все́х Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

К Тебе́, Пречи́стей Бо́жией Ма́тери, а́з окая́нный, припа́дая, молю́ся: ви́ждь, Цари́це, я́ко безпреста́нно согреша́ю и прогневля́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́. И мно́гажды а́ще ка́юся, ло́жь пред Бо́гом обрета́юся, и ка́юся трепе́ща, да не ка́ко порази́т мя́ Госпо́дь, и по часе́ ма́ле па́ки та́яжде творю́. Сия́ ве́дущи, Влады́чице моя́, Пресвята́я Богоро́дице, почто́ не поми́луеши, почто́ не укрепи́ши мя́, и чесо́ ра́ди не пода́си ми́ всегда́ блага́я твори́ти? Ве́си у́бо, о, Влады́чице, я́ко отню́дь и́мам в не́нависти зла́я моя́ дела́ и все́ю мы́слию люблю́ зако́н Бо́га моего́. Но не ве́м, Госпоже́ Пречи́стая, отку́ду я́же ненави́жду, та́я творю́, и се́й преступа́ю. Но не попуща́й, Пресвята́я, во́ли мое́й соверша́тися, неподо́бна бо е́сть, но да бу́дет во мне́ во́ля Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́, да мя́ спасе́т, и вразуми́т, и пода́ст ми́ благода́ть Свята́го Ду́ха, дабы́ а́з отны́не преста́л скверноде́йствовати, и про́чее бы́х пожи́л в повеле́ниих Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть, поклоне́ние и велеле́пие со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

О, Пресвята́я, Богоизбра́нная Де́во, Свята́го Уте́шителя Ду́ха Всенепоро́чная Неве́сто, Пребоже́ственнаго же Отца́ Небе́снаго Дще́рь Превожделе́нная, посреде́ те́рния ми́ра сего́ Те́м обре́тенная, я́ко кри́н пресве́тлый добро́тою де́вства блиста́ющийся, да Сы́ну Бо́жию Чи́стая Ма́терь Неискусобра́чная бу́деши! Что́ у́бо воздади́м Тебе́ в пресве́тлый де́нь се́й Благове́щения, во́ньже Арха́нгела Гаврии́ла красото́ю безме́рнаго де́вства Своего́ удиви́ла еси́ и от того́ неизрече́нное обра́дование восприя́ла еси́? Что́ принесе́м Тебе́ за вся́ утеше́ния Твоя́, и́миже возвесели́ла еси́ в де́нь се́й ве́сь ми́р ви́димый и неви́димый, наипа́че же па́дший дре́вле ро́д челове́чь? Дне́сь спасе́ния на́шего нача́ло и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: ны́не у́бо Сло́во Бо́жие ти́хо сни́де с небе́с, я́ко ка́пля ка́плющая на зе́млю, и всели́ся в Твою́ Богоблагода́тную Де́вственную утро́бу и бы́сть Пло́ть спасе́ния на́шего ра́ди. Сего́ ра́ди дне́сь А́нгели лику́ют на небесе́х и вся́ тва́рь весели́тся и ра́дуется, пра́зднующе нача́ло свобожде́ния своего́ от рабо́ты истле́ния в свобо́ду сла́вы ча́д бо́жиих. Ны́не ра́дуется же́нское естество́, Е́вы ра́ди па́дшее, та́ бо повину́вшися зми́ю печа́ль роди́ жена́м и неудержа́нно введе́ сме́рть. Ты́ же, Де́во, разреши́ла еси́ от го́рькия рабо́ты ве́сь ро́д челове́чь и свобо́дою Христо́вою естество́ же́нское почти́ла еси́, зане́ де́вством чи́стым па́ки и́стинную жи́знь ввела́ еси́, и сего́ ра́ди же́ны, де́вство держа́ще, врага́ я́ве побежда́ти начина́ют. Ны́не Ада́м лику́ет, ви́дев, я́ко в пресве́тлый де́нь се́й испо́лнися на Тебе́ пе́рвое ра́йское благове́стие, я́ко се́мя Жены́ сотре́т главу́ зми́я. С ни́мже ликовству́ет ны́не ве́сь ро́д челове́чь, поне́же Тобо́ю, Пречи́стая, упраздни́ся дне́сь дре́внее отвраще́ние Бо́жие к челове́ком, Бо́га бо па́ки привела́ еси́ к на́м. Сего́ ра́ди зри́м Тя́ ны́не, я́коже дре́вле Иа́ков, я́ко Ле́ствицу Высо́кую, Е́юже сни́де Бо́г на зе́млю и я́ко Мо́ст пречу́ден, и́мже су́щих от земли́ па́ки возво́диши на не́бо. Что́ воздади́м Тебе́, Цари́це не́ба и земли́, за вся́ сия́, и́миже ра́дость несказа́нную подала́ еси́ па́дшим и заблу́ждшим лю́дем Твои́м? Вся́ на́ши же́ртвы и приноше́ния ничто́же су́ть пред вели́чеством благодея́ний Твои́х. Еди́ное то́чию уго́дно Тебе́: “се́рдце сокруше́нно и смире́нно”, его́же и Сы́н Тво́й и Госпо́дь на́ш “не уничижи́т”. Сего́ ра́ди мо́лим Тя́: испо́лни на́с от превосходя́щия высоты́ смире́ния Своего́ ели́ка вмести́ти возмо́жем, да принесе́м Ти́ во всесвяты́й де́нь Благове́щения Твоего́ Твоя́ от Твои́х, во е́же во вся́цем де́ле бла́зе не мы́слити высо́кая, но вы́ну в смире́нии ду́ха пребыва́ти. Се́ю пе́рвейшею доброде́телию укра́шени, в пресве́тлый де́нь сего́ пра́здника Твоего́ в кро́тости и чистоте́ се́рдца со Арха́нгелом Гаврии́лом возопие́м тебе́:
Радуйся, Благода́тная,
Радуйся, Обра́дованная,
Радуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю и Тобо́ю с на́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон Благовещения Пресвятой Богородицы

Открыть канон на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).

Акафист Благовещения Пресвятой Богородицы

Открыть акафист на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).

| Слушать и скачать Акафист Благовещения Пресвятой Богородицы(Мужской хор «Оптина пустынь») на портале «Предание.ру»

Аудио в видеоформате

Благовещение Пресвятой Богородицы (аудио). Вопросы Веры и Фомы

 

длительность: 25:27 мин

Очередной выпуск семейного познавательного издания «Вера и Фома».
Название праздника — Благовещение — само рассказывает о том, чему он посвящён: благую весть принёс Архангел Гавриил Марии, весть о Боговоплощении, о приходе к людям Спасителя. Весь мир ждал ответа Пресвятой Девы, судьба человечества зависела от её согласия…
Благовещение — это не только любимые всеми детьми «жаворонки» из теста, весенние заклички, традиция выпуска на волю птиц, это ещё и хороший повод для героев программы Веры и Фомы поговорить о смирении. И вспомнить все подробности важнейшего события, произошедшего больше двух тысяч лет назад. События, в котором нет мелочей — любое слово, и даже молчание наполнено в нём высоким смыслом…
Мудрым собеседником ребятам станет, как всегда, доктор Михаил Гаврилович, а проводником в интересных путешествиях — смелый пёс Алтай.

Видео

Благовещение Пресвятой Богородицы (протоиерей Олег Стеняев)

 

длительность: 13:45 мин

В этом праздничном видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Благовещении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии:
Явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии;
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»;
Мечта каждой праведной девы стать матерью Мессии;
Ангел предрекает Марии рождение Сына Всевышнего;
Воспоминание об обете Богу девства;
Посвящение в великую тайну;
Принятие Благой Вести Марией;
Знамение, данное Елизавете — родственнице Пресвятой Девы;
Смирение праведной Девы;
Встреча Бога с человечеством;
Зачатие от Духа Святого Пресвятой Девы Марии.

Проповедь под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (протоиерей Димитрий Смирнов, 06.04.2014)

 

длительность: 25:26 мин

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о благовестии, о первой главе христианской истории, о событии, в котором для нас открывается космическая бездна премудрости промысла Божия. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 6 апреля 2014 года.

| Два видео о Благовещении — на портале «Азбука веры»

По­э­ти­че­ская стра­нич­ка

«В день Свя­то­го Бла­го­ве­ще­ния» (А. Крас­ниц­кий)

Про­шли уже ве­ка, но так­же, как и преж­де,
По­всю­ду этот день — день ра­до­сти люд­ской —
Встре­ча­ет це­лый мир в жи­ви­тель­ной на­деж­де,
Что серд­цу он несет от­ра­ду и по­кой.

Бла­гую весть серд­цам, как Ан­гел крот­кой Де­ве,
При­но­сит этот день и нам в жи­тей­ской мгле.
За­быть бы о враж­де, о зло­бе адской, гне­ве,
И лег­че бы то­гда всем бы­ло на зем­ле.

«Птич­ка» (А. Пуш­кин)

В чуж­бине свя­то на­блю­даю
Род­ной обы­чай ста­ри­ны:
На во­лю птич­ку вы­пус­каю
При свет­лом празд­ни­ке вес­ны.

Я стал до­сту­пен уте­ше­нью;
За что на Бо­га мне роп­тать,
Ко­гда хоть од­но­му тво­ре­нью
Я мог сво­бо­ду да­ро­вать!

«Птич­ка» (Ф. Ту­ман­ский)

Вче­ра я рас­тво­рил тем­ни­цу
Воз­душ­ной плен­ни­це мо­ей:
Я ро­щам воз­вра­тил пе­ви­цу,
Я воз­вра­тил сво­бо­ду ей.

Она ис­чез­ла, уто­пая
В си­я­нье го­лу­бо­го дня,
И так за­пе­ла, уле­тая,
Как бы мо­ли­лась за ме­ня.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

| Ещё больше узнать о Празднике Благовещения:

Благие мысли – от Бога (иеромонах Иоанн (Лудищев))
Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании. (MP3 файл. Продолжительность 10:37 мин. Размер 7.3 Mb)

Об одной особенности Благовещенского канона (диакон Владимир Василик)
Есть причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору, а девятая песнь канона была дописана после победы Православия над несторианами.

Благовещение
Отдельный раздел портала «Азбука веры», очень информативный.

Благовещение Пресвятой Богородицы вместе с детьми (Анна Сапрыкина)
Вынимаем птичку из клетки, передаем ребенку, он приподнимает одну руку – и птичка вылетает из рук ребенка.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике
В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия — ответы на эти вопросы читайте в материале журнала «Фома».

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы


 

Источники:
почтовая рассылка православной соцсети «Елицы» (elitsy.ru),
https://days.pravoslavie.ru/name/3042.html,
https://azbyka.ru/days/prazdnik-blagoveshchenie-presvjatoj-bogorodicy
и др.

 

(прочитано 53)

Добавить комментарий