Памятка 2

Памятка крещаемому

(Скачать в формате MS Word, 50 кБ)

Бог может все, но Он не может спасти человека без самого человека (Св. Афанасий Александрийский)

 

Содержание:
· Зачем креститься?
· Что такое Церковное Таинство?
· О Таинстве Крещения
· О Таинстве Миропомазания
· О Таинстве Евхаристии (Причащении)
· О Таинстве Покаяния (Исповеди)
· О молитве
· Человек стал крещеным. Что делать дальше?

 

Зачем креститься?

Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении», то есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Господь наш Иисус Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Иоан. 14:6), Он есть воплощенная Истина, и мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Церковь Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией. По слову Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в Таинстве Крещения.

 

Что такое Церковное Таинство?

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Причащение (Евхаристия), Брак (Венчание), Священство и Елеосвящение (Соборование).

 

О Таинстве Крещения

Таинство Крещения является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший Крещение может пользоваться другими Таинствами. Необходимость Таинства Крещения тесно связана с тем, что человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом и с годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все больше и больше порабощает его. От греха происходят все человеческие бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая и, главное, духовная смерть. Господь наш Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы уничтожить грех и дать человеку вечную, радостную жизнь в Царстве Небесном. Духовное возрождение начинается верой человека в Иисуса Христа, желанием избавиться от насилия греха, соединенное со стремлением жить по воле Божией. Но одна вера и желания человека недостаточны, нужна благодатная сила, которая осуществила бы духовное рождение человека. Именно эта благодатная сила проникает в человека в Таинстве Крещения.

В Таинстве Крещения верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается в новую духовную жизнь и становится членом Церкви. Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть — умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом, все его естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Господь Иисус Христос установил Таинство Крещения после Своего Воскресения из мертвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28: 19-20), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Следуя этому повелению Спасителя, апостолы всюду, куда приходили, проповедовали веру в Иисуса Христа и крестили уверовавших. Первое массовое крещение было совершено в день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после проповеди апостола Петра слушатели спрашивали: что им делать, чтобы спастись?, на что апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается один раз: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4:5). Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов — это Таинство Покаяния.

Цель Крещения одна — соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума или способностей к ученью, это все второстепенное, которое не должно заслонять главного. Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Так, святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. Для принятия Крещения необходимы покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры.

Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого — когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Значение Крещения так объясняет апостол Павел: «Мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились.. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Умерши на кресте, Господь Спаситель, вознес наши грехи на Крест и стал очищением наших грехов. Кто крестится, тот погружается в смерть Христову и в очистительную силу Его крестных страданий, которая уничтожает всякий грех. Человек, очищенный от греха, освобождается от его насилия и получает свободу для духовного образа жизни. Крещеный становится возлюбленным чадом Божиим, усыновленным Ему благодатью Христовой. Но это не значит, что в Крещении человек автоматически освобожден от всех соблазнов и от духовной борьбы. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами.

 

О Таинстве Миропомазания

Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет. В этом заключается необходимость личного подвига. Если бы не существовало борьбы, то не существовало бы и праведников. Но в борьбе с соблазнами он не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое обычно совершается сразу после Крещения. Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей, сошествием Святаго Духа на Апостолов, так и Крещение человека завершается Миропомазанием.

Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Если в Крещении человек умирает и воскресает со Христом, то в Таинстве Миропомазания он удостаивается благодати Святого Духа. Миропомазание является утверждением или печатью присоединения к Церкви, а также источником благодатных сил, даруемых крещеному для укрепления и роста в духовной жизни. Святые Отцы Церкви ставят само слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием, так «христианин» значит «помазанник». Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Сделавшись причастным Христу, вы достойно именуетесь христианами, т. е. помазанными, и о вас Бог сказал: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15)».

Великая Святыня — Святое Миро есть особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам.

Совершительной формулой Таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание чела означает освящение ума или мыслей, персей — освящение сердца и желаний, очей, ушей и уст — освящение чувств, рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое Таинство. В Святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в Святом Миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения жизни во Христе.

 

О Таинстве Евхаристии (Причащении)

После совершения Таинства Крещения и Миропомазания христианин должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Крещение есть начало новой жизни, человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд. Крещение ко многому обязывает человека, прежде всего к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т. д. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии — причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в Православных храмах во время Божественной Литургии.

 

О Таинстве Покаяния (Исповеди)

Евхаристия является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой Православной Литургии дает людям Себя Самого в Причащение и христиане причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном  единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение. Каждый истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии, при этом он должен четко осознавать, что это за Таинство, зачем к нему приступать и с Кем он в этом Таинстве соединяется.  Предварительно христианин обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой, и затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Тайн Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на Причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно — это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

 

О молитве

Еще одним важнейшим условием духовной жизни является  молитва.  Человек,  принявший Крещение, обязывается к молитве. Молитва есть обращение человека к Богу, в ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе. Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода. О своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

 

Человек стал крещеным. Что делать дальше?

Человек, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т. д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь спастись? — пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она — твоя надежда, в ней — твое спасение».

 

(прочитано 151)

Комментирование запрещено