Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

 

Похвала
Пресвятой Богородицы
(Суббота Акафиста)

 

Субботу пятой седмицы Великого поста мы посвящаем чествованию Божией Матери. Святая Церковь почитает Пречистую Деву Марию превыше не только всех святых людей, но и всех ангелов. В этот день (в 2023-м году это 1 апреля) мы читаем праздничный канон с акафистом Пресвятой Богородице

Образ Киевския Похвалы Пресвятыя Богородицы

Образ Киевския Похвалы Пресвятыя Богородицы

Дата праздника: суббота 5-й седмицы Великого поста

 

Похвала Пресвятой Богородицы

Даже если бы Царица Небесная не отвечала на наши молитвы, мы всё равно должны были бы чтить Её из элементарной благодарности. Благодарности за то, что именно Она произвела на свет того Богочеловека, того Спасителя, которого падшее человечество ожидало долгие века после грехопадения первых людей. Того, кто искупил наши грехи и дал возможность каждому верующему наследовать вечную жизнь в Царствии Небесном.

Но мы глубоко преданы Пречистой Деве не только за это, но и за постоянное заступничество о нас перед Богом. В истории Константинополя такое сверхъестественное заступничество случалось не раз. С молитвой Богородице сами защитники города, а иногда и силы природы восставали на осадивших его болгар, арабов, русов, турок и других захватчиков и обращали их в бегство. По молитве к Царице Небесной прекращались эпидемии и пожары.

В память обо всех этих случаях чудесной помощи христианам и был написан первый акафист (с греч. «песнь, которую поют, не садясь, стоя») Пресвятой Богородице. Он был наполнен хвалебными песнями Взбранной Воеводе, которую мы славим и поныне.

О чём молятся в субботу акафиста?

В молитвословиях акафиста Пречистую Деву благодарят за многократное заступничество, оказанное христианам в прошлом. Также Её просят о помощи и защите в трудных ситуациях современности – нужде, озлоблении людей, нападках злых духов, тяжёлых болезнях, опасности для всего Отечества.

Икона Похвала Божеий Матери

Икона Похвала Божеий Матери

Историческое содержание

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.

Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы[1] по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.

При этом основной Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).

Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.

Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Сттудийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».

Примечание:
[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы Влахернскую).

Интересное из истории

На протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Гимн состоит из 24 строф, в славянской традиции — кондаки и икосы, в греческой они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Интересно, что самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Икона Похвалы Пресвятыя Богородицы

Икона Похвалы Пресвятыя Богородицы

Молитвы

Тропарь Субботы Акафиста

Тропарь, то есть, краткое молитвенное песнопение с объяснением смысла праздника, рассказывает о явлении Архангела в доме Иосифа с благовестием о рождении через Нее Сына Божия. Господень Посланник призывает Марию: «радуйся, Невесто Неневестная». И эти его слова повторяются на протяжении всего Акафиста. Они же есть и в другой краткой молитве — кондаке Похвалы Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная…»

Глас 8

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Повеление таинственное постигнув разумом, под кровом Иосифа поспешно предстал бесплотный, возглашая Не Знавшей брака: «Склонивший Своим сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим образ раба, я в изумлении взываю Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Кондак Субботы Акафиста

Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбранной Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.

Глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная/ воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице:/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»


длительность: 1:16 мин

Дионисий. Похвала Богородице (роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре)

Дионисий. Похвала Богородице (роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре)

Молитва 1-я ко Пресвяте́й Богоро́дице

Нескве́рная, Небла́зная, Нетле́нная, Пречи́стая Богоро́дице, Пренепоро́чная Влады́чице, Небе́сная Цари́це, Ма́ти Царя́ вы́шних си́л, Творца́ небесе́ и земли́, еди́на ра́дости Хода́таице всему́ ми́ру, ро́ждшая Го́спода на́шего Иису́са Христа́, земны́м все́м Спаси́теля! Вопию́ Ти́ припа́дая: приими́ моле́бное сие́ пе́ние благода́рственное от недосто́йнаго раба́ Твоего́ и от скве́рных усте́н мои́х, не пре́зри мене́, Всегосподова́нная Цари́це. И́бо никто́же притека́яй к Тебе́ посра́млен бы́сть, или́ кто́ призыва́яй Тя́ не услы́шан от Тебе́ изы́де; я́ко вся́ стихи́и, не́бо и земля́, возду́х и мо́ре повину́ются Тебе́, и вси́ проти́вни ду́си стра́хом обдержи́ми трепе́щут, боя́щеся и́мене свята́го Твоего́, ве́дуще Тя́ Ма́терь Бо́жию. Кто́ па́ки наде́жду возложи́вый на Тя́ поги́бе? То́чию отмета́ющиися покланя́тися о́бразу Твоему́ напи́санному, его́же вся́ си́лы небе́сныя чту́т, вся́ же коле́на земна́я, христиа́нский ро́д и вся́к во́зраст ве́рных, славосло́вяще покланя́емся, Пречи́стая, благогове́йно почита́юще. Не и́мамы бо ина́го Бо́га, ра́зве Сы́на Твоего́, со Отце́м при́сно и Ду́хом Святы́м, во Еди́нем Божестве́, от всея́ тва́ри сла́вимаго и покланя́емаго, и Тебе́ по Го́споде Бо́зе Госпожу́ Богоро́дицу испове́дуем, и́стиннаго Бо́га на́шего Ма́терь, и любе́зно вси́ почита́ем, Госпоже́. Ми́лостива у́бо на́м Сы́на Твоего́ сотвори́, па́че же покажи́ на мне́ обы́чное Твое́ милосе́рдие, мо́жеши бо, ели́ка хо́щеши: умоли́ о мне́, я́ко удали́хся от Него́ за безчи́сленная и скве́рная беззако́ния моя́, и толи́ко прогне́вах благосе́рдие Его́, и огорчи́х человеколю́бную Его́ бла́гость и мно́гое милосе́рдие и ми́лость, я́ко не́смь досто́ин от Него́ поми́лован бы́ти, а́ще не Ты́ уми́лостивиши Его́ о мне́, Госпоже́ Цари́це и Богома́ти, я́ко вся́ Тебе́ от Него́ возмо́жна су́ть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ю, те́плей Помо́щнице и ско́рей Засту́пнице, не и́мам бо ины́я ра́зве Тебе́ к Нему́ Хода́таицы. Е́й, Цари́це, моя́ Влады́чице, Пречи́стая Госпоже́ Богоро́дице, не́сть ми́ ина́го высоча́йшаго на земли́ и на небеси́, я́коже Ты́ по Го́споде Бо́зе мое́м Иису́се Христе́, и на Тя́ всю́ мою́ наде́жду и́мам, Пречи́стая Де́во. Те́мже на Тво́й пресвяты́й о́браз взира́я, я́ко и́стинную Са́мую Тя́ зрю́ Богоро́дицу, ве́рою серде́чною и любо́вию от души́ припа́дая, покланя́юся Тебе́ с Преве́чным на ру́ку Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́с Христо́м, боголе́пно почита́я, и моле́бная пе́ния и моли́твы принося́ Ти́, ужаса́юся, и трепе́щу за недосто́инство мое́, и вопию́ Ти́: поми́луй мя́, Ма́ти Бо́жия, и покажи́ на мне́ убо́зем дре́вния ми́лости Твоя́. Я́коже иногда́ дре́вле всеси́льным Твои́м воево́дством спасла́ еси́ ца́рствующий гра́д Тво́й от ски́фскаго воево́ды зверообра́знаго, лука́ваго ве́пря, предста́теля бесо́в, о́наго прего́рдаго кага́на, и разсвире́пеющим мо́рем тьмочи́сленная во́инства потопи́ла еси́, вопию́щая и напа́дающая на гра́д Тво́й; и па́ки, с небесе́ одожде́нием горя́щих ка́мык, тьмы́ корабле́й в мо́ри бреющем развари еси́; и ны́не, еди́на Богома́ти, еди́на Ты́ та́яжде су́щи, яви́ на мне́ человеколю́бное Твое́ заступле́ние. Победи́ неви́димым полки́ сатанины́, душе́вный мо́й гра́д расплени́вшия, и ца́рствующую ду́шу мою́ в не́м стрело́ю беззако́ния уязви́вшия, и всего́ мя́ мечми́ любоде́йствия изсе́кшия, и грехо́вным копие́м пробо́дшия; и́бо е́ле жи́ва оста́виша, и в ро́ве грехо́внем затвори́ша мя́ нечу́вствия, и окамене́ние серде́чное наложи́ша ми́, я́ко едва́ ощуща́юся, не моги́й от порабоще́ния те́х свободи́тися. Но к Тебе́ Ма́тери Го́спода моего́ рыда́нием сле́з зову́: предста́ни ми́ в по́мощь ско́ро, да не до конца́ поги́бну, исхити́ мя́ из руки́ те́х, и извлецы́ мя́ из грехо́внаго ро́ва, возста́ви па́ки душе́вный мо́й гра́д, и ума́ влады́ку в не́м воцари́, и над все́ми чу́вствы укрепи́, непристу́пна и стра́шна враго́м покажи́; да вси́ уве́дят, я́ко Тобо́ю содержи́мь е́смь. Спаса́ющи спаси́, Влады́чице Де́во, ду́шу мою́, я́коже Тво́й гра́д иногда́, на Тя́ упова́ющий, спасла́ еси́, на сла́ву и заступле́ние ве́рным, на посрамле́ние же нечести́вым, и во ве́ки на безконе́чное и́х муче́ние, на вели́чие же и похвалу́ от ро́да в ро́ды правове́рному христиа́нскому ро́ду. Те́мже Твою́ по́мощь пропове́дую велегла́сно, и о́наго Твоего́ вели́каго заступле́ния стра́шное воево́дство воспомина́я, Тебе́ Избра́нной Воево́де победи́тельная воспису́ю ра́б Тво́й, Богоро́дице, и моле́бное сие́ ака́фистово приношу́ благодаре́ние: приими́ е́, и принеси́ Твоему́ Сы́ну и Бо́гу, и о мне́, Цари́це, с небе́сными во́и и с ли́ки святы́х все́х, Ему́ предложи́. В де́нь же су́дный не забу́ди мене́, и недосто́йнаго моего́ моле́ния, и ве́ры моея́, я́же к Тебе́, и все́ упова́ние мое́ возложе́нное на Тя́ воспомяни́. Уте́ши оскорбле́ннаго мене́, и теле́сное облегчи́ озлобле́ние, душе́вныя же боле́зни и стра́сти теле́сныя пре́жде все́х потреби́ Твои́м неви́димым предста́тельством и хода́тайством. Да пу́ть маловре́меннаго сего́ жития́ до́бре и непреткнове́нно возмогу́ прейти́, и ве́чная о́ная блага́я получу́, и славосло́влю Твое́ тве́рдое заступле́ние, я́ко благослове́на еси́, с ро́ждшимся от Тебе́ Сыно́м и Бо́гом, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва 2-я ко Пресвяте́й Богоро́дице

Приими́, всеблагомо́щная, пречи́стая госпоже́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, тебе́ еди́ней прикла́дныя, от на́с недосто́йных рабо́в твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и тобо́ю Сы́на бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся свята́го те́ла его́, и пречи́стыя кро́ве его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, богоблаже́нная, херуви́мов светле́йши, и серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с недосто́йных рабе́х твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго, и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до конца́ моли́твами твои́ми неосужде́нных на́с соблюди́: я́ко да твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́, в Тро́ице еди́ному Бо́гу и все́х созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

О вели́кий Царю́, Вседержи́телю, ми́лостивый Го́споди, Иису́се Христе́ Бо́же мо́й! Се́ на умоле́ние к Тебе́ а́з, многогре́шный, предлага́ю Ма́терь Твою́ Всенепоро́чную, Пречи́стую Госпожу́, Де́ву Богоро́дицу и Влады́чицу всеми́лостивую, во все́м ми́ре моли́твенницу за ро́д христиа́нский, Тебе́ на́м ро́ждшую пло́тию Христа́ Бо́га на́шего, неизрече́нныя ра́ди ми́лости Твоея́, я́же на на́с. Тоя́ у́бо моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, покажи́ на мне́ убо́зем вели́чие, благода́ть и ми́лость Твою́, оставле́ние грехо́в да́руй ми́, и сподо́би мя́ бы́ти насле́дника Ца́рствия Твоего́, со все́ми святы́ми, в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон благодарственный с акафистом Пресвятой Богородице, глас 4

Открыть канон на портале Азбука веры (там же можно его скачать).

Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста) с переводом

Открыть канон на портале Азбука веры (там же можно его скачать в трёх форматах: PDF, ePUB, FB2).

Русский перевод Акафиста Пресвятой Богородице святителя Филарета Московского (Дроздова)).

Аудио

Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста)


длительность: 21:27 мин

Видео

Акафист Похвалы Пресвятой Богородицы


длительность: 34:35 мин

Аудиозапись пения акафиста с визуальным рядом.

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы


длительность: 10:01 мин

31 марта 2012 года, в субботу 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Елисея (Фомкина) во епископа Урюпинского и Новоаннинского.

Рассказы о Святых. Похвала Пресвятой Богородицы


длительность: 9:25 мин

Передача для детей.

| Больше узнать о празднике Похвала Божией Матери:

Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы
Ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви?

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота Акафиста Похвала Пресвятой Богородицы (протоиерей Александр Шаргунов)
Восходя к Крестным Страданиям, Господь спрашивает Своих учеников, за кого почитают Его люди. Он хочет узнать о мнении народа для того, чтобы задать им более важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» У учеников — особые с Ним отношения. Он избрал их, дал им учение, сокрытое от толпы. Он берет их с Собой почти всюду, Он посылает их на проповедь.

Пятая суббота Великого Поста. Похвала Богородице (игумен Нектарий (Морозов))
Милостивый и не до конца прогневающийся, даровал нам Господь в этой скорби упование непостыдное и ходатайство к Нему непреложное — Пречистую Свою Матерь, усыновив Ей при Кресте в лице любезного Ученика-Богослова весь человеческий род. И Ее молитвы, как ничьи более, всегда приемлет Он, Всемогущий, Ей внимает и на прошения Ее преклоняется — даже когда просит Она о тех, кто, кажется, и не достоин милости и снисхождения.

Слово в субботу 5-ю, похвальную, Великого поста (свт. Димитрий Ростовский)

О шествии за Христом. Суббота 5-я Великого поста, Акафиста (прот. Вячеслав Резников)

Похвала Богородице
Статья на сайте журнала «Фома»

Похвала Пресвятой Богородицы: почему это удивительно теплый, добрый и радостный праздник
Статья на сайте журнала «Фома»

Что такое Суббота Акафиста?
Статья на сайте журнала «Фома»

Икона Похвала Богоматери с акафистом (Москва, XVI в)

Икона Похвала Богоматери с акафистом (Москва, XVI в)


 

Источники:
почтовая рассылка православной соцсети «Елицы» (elitsy.ru),
почтовая рассылка журнала «Фома» (foma.ru),
https://days.pravoslavie.ru/name/8059.html,
https://pravslov.ru/subbota-akafista.html,
https://foma.ru/pohvala-bogoroditsyi-2018.html,
https://foma.ru/akafist-pohvala-bogoroditse.html,
https://foma.ru/pohvala-presvjatoj-bogorodicy-pochemu-jeto-udivitelno-teplyj-dobryj-i-radostnyj-prazdnik.html,
https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvjatoj-bogorodice-velikij-akafist-chitaemyj-v-subbotu-akafista.html,
http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1117116.

 

(прочитано 164)

Добавить комментарий