Православное учение
о Боге Святом Духе
Сошествие Святого Духа на апостолов заставляет задуматься о сущности и свойствах упомянутого Третьего Лица Пресвятой Троицы. Что нам говорит об этом Церковь?
Основываясь на Священном Писании и Предании, отцы Церкви сформулировали учение о Боге Святом Духе, которое является одним из основополагающих в христианской догматике.
Святой Дух является Третьим Лицом Троицы, то есть Он обладает той же Божественной природой, что и Бог Отец и Бог Сын. Поэтому верующие должны воздавать Ему такое же поклонение, как и первым двум Лицам Троицы.
Святой Дух всегда, вечно исходит от Бога Отца. Об этом, в частности, свидетельствовал во время Своего земного служения Господь Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» (Ин. 15, 26).
Христиане называют Святого Духа Животворящим, так как Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, а следовательно, Он такой же Творец мира. В Священном Писании о творении мира говорится следующее: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Слово «носился» может показаться странным, но его появление в русском тексте связано с тонкостями перевода. Более точно его следует понимать как «согревал» или «оживотворял».
В Новом Завете о внутреннем возрождении человека при помощи Святого Духа, о необходимости Его принятия в Таинстве Крещения Господь Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
В ветхозаветные времена, то есть до рождения Иисуса Христа, пророки Божии предсказывали важные события будущего, обращались с увещеваниями к народу и писали священные книги по внушению Святого Духа. В новозаветный период Он говорил с людьми через апостолов. В современной жизни Церкви Бог Дух Святой по-прежнему подает Свою благодать верующим в молитвах и совершении церковных таинств.
Видимым образом Третье Лицо Пресвятой Троицы являлось людям лишь дважды. Первый раз это случилось в момент крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, когда Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Второй раз – в день Пятидесятницы, когда Он сошел на святых апостолов и Богородицу в виде огненных языков. Правда, необходимо понимать, что голубь и огонь – это лишь видимые образы, тогда как сущность Божию не может увидеть ни один человек: «Бога не видел никто никогда…» (Ин. 1, 18).
Иисус Христос предупредил людей о том, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится…» (Мф. 12, 31). Это означает, что сознательное сопротивление истине Божией, умышленное ожесточение и непризнание учения Церкви является смертным грехом, который не прощается ни в земной жизни, ни в последующей, загробной.
Источник:
www.foma.ru/pravoslavnoe-uchenie-o-boge-svyatom-duhe.html.
(прочитано 49)