7 апреля —
Благовещение
Пресвятой Богородицы
Если Христос – «новый Адам», то Пресвятая Дева Мария – поистине «новая Ева», восполнившая своей кротостью и своим послушанием воле Божией дерзость и непослушание прародителей человечества. Сегодня мы вспоминаем великий урок восприятия и сохранения благодати Божией
Дата праздника: ежегодно 7 апреля (по нов.ст.)
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»
Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу как Царицу Небесную. Как существо, взошедшее по лестнице святости превыше не только всех людей, но даже и ангелов. Однако в земной жизни Дева Мария была носительницей той же повреждённой грехом человеческой природы, что и у всех нас. Почему же именно Она оказалась достойной воспринять «рождаемое Святое»? Ответ прост и кроется в Её удивительном чувстве воли Божией и таком же удивительном смирении.
В день Благовещения архангел Гавриил явился к Пресвятой Деве и принёс Ей весть о том, что Она может стать матерью Богочеловека: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. …Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».
Пречистая ни на минуту не усомнилась в том, что такое возможно, не стала настаивать перед Богом на «своих планах на жизнь». Вместо этого Она лишь кротко спросила архангела: «Как будет это?». В этом вопросе уже прозвучало то согласие, та добрая воля, которой всё человечество обязано искуплением.
Как отблагодарить Пречистую Деву?
Высшая молитва состоит не в просьбах, а в благодарности. В день Благовещения Пресвятой Богородицы будет правильно преклонить колени перед Её пречистым образом и пропеть акафист с восславлением Царицы Небесной. Если же и просить чего-то в этот день – то умения чувствовать волю нашего Небесного Отца и смирения, чтобы следовать ей. Только так мы вслед за Пречистой Девой сможем взойти по лестнице святости и стяжать благодать Духа Святого!
Богословское содержание
Явив, в ответ на слова Ангела, согласие стать Матерью Сына Божьего по человеческому естеству, Богородица продемонстрировала послушание Богу и послужила Божественному Домостроительству Спасения.
В этот день, с согласия Девы Марии, Сын Божий восприял в Свою Ипостась человеческое естество (произошло сверхъестественное зачатие Господа Иисуса Христа по человеческому естеству).
В этот день Богородица, по слову отцов, сделалась «Небом», «Раем», «Ковчегом», «Лествицей Небесной».
Историческое содержание
Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.
«Ангел, войдя к Ней, сказал:
«Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
«Не страшись, Мариам,
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего.»
И сказала Мариам ангелу:
«Как же будет это, если Я не знаю мужа?»
И ангел сказал Ей в ответ:
«Дух Святой сойдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий.»
Тогда Мариам сказала:
«Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал.»
И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).
О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.
Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
«Сегодня — начало нашего спасения…», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.
(автор «Исторического содержания»: историк-архивист Юрий Рубан. В его книге «Благовещение Пресвятой Богородице» (изд. «Хронограф», 1991. Православная энциклопедия. М., 2002. Том V, с. 254-268) можно ознакомиться с подробной библиографией праздника)
| В продолжение темы «Историческое содержание» — публикация «Событие Благовещения» (иеромонах Ефрем (Просянок)).
Молитвы
Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна¹, и е́же от ве́ка та́инства явле́ние²:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть³ благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице⁴ возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная⁵,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод:
В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Примечания:
¹ Слово главизна (κεφάλαιον) в данном случае имеет значение «самая суть», «ключевой аргумент» (иное значение слова — «раздел текста» [ср. совр. рус. «глава [книги]»] — здесь не подходит). На Благовещение происходит, по сути, самое главное событие всей истории спасения Богом падшего человечества (см. ниже комм. 4). Недаром в первые века христианства считалось, что в ту же точно дату свершилась и Искупительная Жертва Христа на Кресте (позднее византийцы немного скорректировали эту хронологию и стали считать 25 марта по юлианскому календарю — дату Благовещения — днем не Распятия — Пасхи Крестной, — а днём Воскресения Христова, Пасхи Воскресной. Поэтому в те редкие годы, когда Пасха совпадает с Благовещением, она называется Кириопасхой = «Точной [в смысле календарной даты] Пасхой»).
² Церковнославянское слово явление вполне передает значение оригинала (φανέρωσις, значения: «видимый знак», «раскрытие [тайны]», «проявление [чего-то, ранее сокрытого]», «появление [звезды на небосклоне]»), но в русском языке у слова «явление» спектр значений соответствует, скорее, слову «феномен».
³ В дониконовском варианте перевода тропаря вместо благодать читается радость. В греческом оригинале: χάριν, «благодать», однако игра слов вполне угадывается, поскольку от χάραν («радость») это слово отличается всего одной буквой (а в некоторых рукописях так и написано, через -α-). Архангел сначала приветствует Деву: «Радуйся…» (Χαῖρε), а затем говорит, что Она обрела благодать (χάριν) у Бога (Лк 1. 28–29). На этой игре слов — «радость»/«благодать» — построены многие песнопения Благовещения.
⁴ Как известно, этот термин сделался камнем преткновения для древнего еретика Нестория. Святитель Кирилл Александрийский, подробно изобличивший его ересь, многократно разъяснил, что во главе угла православного учения о спасении лежит догмат о Боговоплощении, что мы и празднуем на Благовещение. Ср. первую строку тропаря.
⁵ В дониконовском варианте: Обрадованная, что является альтернативным переводом оригинала, Κεχαριτωμένη (ср. комм. 3). Само слово κεχαριτωμένη взято из обращения архангела Гавриила к Пречистой Деве: Χαῖρε Κεχαριτωμένη! ὁ Κύριος μετὰ σοῦ (Лк 1. 28: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»), и далее сам архангел его и разъясняет: «εὗρες γὰρ χάριν παρὰ τῷ Θεῷ» (ибо Ты обрела благодать у Бога: Лк 1. 30; т. о., наиболее точным переводом было бы не «Благодатная» или «Обрадованная», а «Та, Кто обрела благодать у Бога»). Это обращение напоминает слова пророчества Софонии: Χαῖρε σφόδρα θύγατερ Σιων, κήρυσσε θύγατερ Ιερουσαλημ· εὐφραίνου καὶ κατατέρπου ἐξ ὅλης τῆς καρδίας σου θύγατερ Ιερουσαλημ!.. Κύριος ὁ Θεός σου ἐν σοί… (Соф 3. 14 и 17, в переводе Септуагинты) — Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля!.. Господь Бог Твой в Тебе… Скоро, в Великую субботу, мы его услышим.
(священник Михаил Желтов)
Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы
глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Величание Благовещения Пресвятой Богородицы
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Задостойник праздника Благовещения
глас 4
Благовествуй, земле, радость велию,// хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Молитва 1‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Приими́, Всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ной прикла́дныя от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо Тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся Свята́го Те́ла Его́ и Пречи́стыя Кро́ве Его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, Всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных на́с соблюди́: я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и все́х Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
К Тебе́, Пречи́стей Бо́жией Ма́тери, а́з окая́нный, припа́дая, молю́ся: ви́ждь, Цари́це, я́ко безпреста́нно согреша́ю и прогневля́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́. И мно́гажды а́ще ка́юся, ло́жь пред Бо́гом обрета́юся, и ка́юся трепе́ща, да не ка́ко порази́т мя́ Госпо́дь, и по часе́ ма́ле па́ки та́яжде творю́. Сия́ ве́дущи, Влады́чице моя́, Пресвята́я Богоро́дице, почто́ не поми́луеши, почто́ не укрепи́ши мя́, и чесо́ ра́ди не пода́си ми́ всегда́ блага́я твори́ти? Ве́си у́бо, о, Влады́чице, я́ко отню́дь и́мам в не́нависти зла́я моя́ дела́ и все́ю мы́слию люблю́ зако́н Бо́га моего́. Но не ве́м, Госпоже́ Пречи́стая, отку́ду я́же ненави́жду, та́я творю́, и се́й преступа́ю. Но не попуща́й, Пресвята́я, во́ли мое́й соверша́тися, неподо́бна бо е́сть, но да бу́дет во мне́ во́ля Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́, да мя́ спасе́т, и вразуми́т, и пода́ст ми́ благода́ть Свята́го Ду́ха, дабы́ а́з отны́не преста́л скверноде́йствовати, и про́чее бы́х пожи́л в повеле́ниих Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть, поклоне́ние и велеле́пие со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3‑я Пресвятой Богородице в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
О, Пресвята́я, Богоизбра́нная Де́во, Свята́го Уте́шителя Ду́ха Всенепоро́чная Неве́сто, Пребоже́ственнаго же Отца́ Небе́снаго Дще́рь Превожделе́нная, посреде́ те́рния ми́ра сего́ Те́м обре́тенная, я́ко кри́н пресве́тлый добро́тою де́вства блиста́ющийся, да Сы́ну Бо́жию Чи́стая Ма́терь Неискусобра́чная бу́деши! Что́ у́бо воздади́м Тебе́ в пресве́тлый де́нь се́й Благове́щения, во́ньже Арха́нгела Гаврии́ла красото́ю безме́рнаго де́вства Своего́ удиви́ла еси́ и от того́ неизрече́нное обра́дование восприя́ла еси́? Что́ принесе́м Тебе́ за вся́ утеше́ния Твоя́, и́миже возвесели́ла еси́ в де́нь се́й ве́сь ми́р ви́димый и неви́димый, наипа́че же па́дший дре́вле ро́д челове́чь? Дне́сь спасе́ния на́шего нача́ло и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: ны́не у́бо Сло́во Бо́жие ти́хо сни́де с небе́с, я́ко ка́пля ка́плющая на зе́млю, и всели́ся в Твою́ Богоблагода́тную Де́вственную утро́бу и бы́сть Пло́ть спасе́ния на́шего ра́ди. Сего́ ра́ди дне́сь А́нгели лику́ют на небесе́х и вся́ тва́рь весели́тся и ра́дуется, пра́зднующе нача́ло свобожде́ния своего́ от рабо́ты истле́ния в свобо́ду сла́вы ча́д бо́жиих. Ны́не ра́дуется же́нское естество́, Е́вы ра́ди па́дшее, та́ бо повину́вшися зми́ю печа́ль роди́ жена́м и неудержа́нно введе́ сме́рть. Ты́ же, Де́во, разреши́ла еси́ от го́рькия рабо́ты ве́сь ро́д челове́чь и свобо́дою Христо́вою естество́ же́нское почти́ла еси́, зане́ де́вством чи́стым па́ки и́стинную жи́знь ввела́ еси́, и сего́ ра́ди же́ны, де́вство держа́ще, врага́ я́ве побежда́ти начина́ют. Ны́не Ада́м лику́ет, ви́дев, я́ко в пресве́тлый де́нь се́й испо́лнися на Тебе́ пе́рвое ра́йское благове́стие, я́ко се́мя Жены́ сотре́т главу́ зми́я. С ни́мже ликовству́ет ны́не ве́сь ро́д челове́чь, поне́же Тобо́ю, Пречи́стая, упраздни́ся дне́сь дре́внее отвраще́ние Бо́жие к челове́ком, Бо́га бо па́ки привела́ еси́ к на́м. Сего́ ра́ди зри́м Тя́ ны́не, я́коже дре́вле Иа́ков, я́ко Ле́ствицу Высо́кую, Е́юже сни́де Бо́г на зе́млю и я́ко Мо́ст пречу́ден, и́мже су́щих от земли́ па́ки возво́диши на не́бо. Что́ воздади́м Тебе́, Цари́це не́ба и земли́, за вся́ сия́, и́миже ра́дость несказа́нную подала́ еси́ па́дшим и заблу́ждшим лю́дем Твои́м? Вся́ на́ши же́ртвы и приноше́ния ничто́же су́ть пред вели́чеством благодея́ний Твои́х. Еди́ное то́чию уго́дно Тебе́: “се́рдце сокруше́нно и смире́нно”, его́же и Сы́н Тво́й и Госпо́дь на́ш “не уничижи́т”. Сего́ ра́ди мо́лим Тя́: испо́лни на́с от превосходя́щия высоты́ смире́ния Своего́ ели́ка вмести́ти возмо́жем, да принесе́м Ти́ во всесвяты́й де́нь Благове́щения Твоего́ Твоя́ от Твои́х, во е́же во вся́цем де́ле бла́зе не мы́слити высо́кая, но вы́ну в смире́нии ду́ха пребыва́ти. Се́ю пе́рвейшею доброде́телию укра́шени, в пресве́тлый де́нь сего́ пра́здника Твоего́ в кро́тости и чистоте́ се́рдца со Арха́нгелом Гаврии́лом возопие́м тебе́:
Радуйся, Благода́тная,
Радуйся, Обра́дованная,
Радуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю и Тобо́ю с на́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Канон Благовещения Пресвятой Богородицы
Открыть канон на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).
Акафист Благовещения Пресвятой Богородицы
Открыть акафист на портале «Азбука веры» (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).
| Слушать и скачать Акафист Благовещения Пресвятой Богородицы(Мужской хор «Оптина пустынь») на портале «Предание.ру»
Аудио в видеоформате
Благовещение Пресвятой Богородицы (аудио). Вопросы Веры и Фомы
длительность: 25:27 мин
Очередной выпуск семейного познавательного издания «Вера и Фома».
Название праздника — Благовещение — само рассказывает о том, чему он посвящён: благую весть принёс Архангел Гавриил Марии, весть о Боговоплощении, о приходе к людям Спасителя. Весь мир ждал ответа Пресвятой Девы, судьба человечества зависела от её согласия…
Благовещение — это не только любимые всеми детьми «жаворонки» из теста, весенние заклички, традиция выпуска на волю птиц, это ещё и хороший повод для героев программы Веры и Фомы поговорить о смирении. И вспомнить все подробности важнейшего события, произошедшего больше двух тысяч лет назад. События, в котором нет мелочей — любое слово, и даже молчание наполнено в нём высоким смыслом…
Мудрым собеседником ребятам станет, как всегда, доктор Михаил Гаврилович, а проводником в интересных путешествиях — смелый пёс Алтай.
Видео
Благовещение Пресвятой Богородицы (протоиерей Олег Стеняев)
длительность: 13:45 мин
В этом праздничном видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Благовещении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии:
Явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии;
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»;
Мечта каждой праведной девы стать матерью Мессии;
Ангел предрекает Марии рождение Сына Всевышнего;
Воспоминание об обете Богу девства;
Посвящение в великую тайну;
Принятие Благой Вести Марией;
Знамение, данное Елизавете — родственнице Пресвятой Девы;
Смирение праведной Девы;
Встреча Бога с человечеством;
Зачатие от Духа Святого Пресвятой Девы Марии.
Проповедь под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (протоиерей Димитрий Смирнов, 06.04.2014)
длительность: 25:26 мин
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о благовестии, о первой главе христианской истории, о событии, в котором для нас открывается космическая бездна премудрости промысла Божия. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 6 апреля 2014 года.
| Два видео о Благовещении — на портале «Азбука веры»
Поэтическая страничка
«В день Святого Благовещения» (А. Красницкий)
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской —
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
«Птичка» (А. Пушкин)
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
«Птичка» (Ф. Туманский)
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
| Ещё больше узнать о Празднике Благовещения:
— Благие мысли – от Бога (иеромонах Иоанн (Лудищев))
Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании. (MP3 файл. Продолжительность 10:37 мин. Размер 7.3 Mb)
— Об одной особенности Благовещенского канона (диакон Владимир Василик)
Есть причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору, а девятая песнь канона была дописана после победы Православия над несторианами.
— Благовещение
Отдельный раздел портала «Азбука веры», очень информативный.
— Благовещение Пресвятой Богородицы вместе с детьми (Анна Сапрыкина)
Вынимаем птичку из клетки, передаем ребенку, он приподнимает одну руку – и птичка вылетает из рук ребенка.
— Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике
В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия — ответы на эти вопросы читайте в материале журнала «Фома».
Источники:
почтовая рассылка православной соцсети «Елицы» (elitsy.ru),
https://days.pravoslavie.ru/name/3042.html,
https://azbyka.ru/days/prazdnik-blagoveshchenie-presvjatoj-bogorodicy
и др.
(прочитано 63)