19 января —
Крещение Господне
Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Основным источником, из которого мы узнаём о событии Крещения Господня, является евангельское повествование
Дата праздника (по нов.ст.): 19 января
Смысл праздника
О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста. Это связано с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия.
Рассказ о Крещении Спасителя предваряется рассказом о проповеди св. Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече на Иордан, Иоанн распознал в Нем Спасителя, назвав Его «Агнцем Божиим» (Ин.1:29), и крестил Его, чтобы «исполнилась всякая правда» (Мф.3:15). В момент Крещения Господа произошло событие Богоявления, то есть явления всей Пресвятой Троицы: Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Об этом говорится в тропаре праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение».
Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении, – пишет св. Иоанн Златоуст. «В этот день Христос явился не только взорам народа, но и на спасение их», – говорит св. Амвросий Медиоланский. св. Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага.
Сошествие Св. Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения (помазания) Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести.
Итак, евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себе собственно крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление (глас с небес и сошествие Духа в виде голубя).
О святой воде
Книга Бытия утверждает, что вода была первой материей, сотворённой Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Поэтому люди с глубокой древности усваивали воде способность очищать от грязи не только тело (видимым образом), но и душу (сакрально). Отсюда и ритуальные омовения, с которых всякий благочестивый еврей должен был начинать большое и важное дело.
Поэтому прежде чем начать общественное служение человечеству Господь Иисус Христос пришёл на Иордан, дабы креститься в его водах. Свидетелем его ритуального очищения выступил всенародно почитаемый пророк Иоанн Предтеча, которого мы теперь именуем Крестителем Господним. Когда сегодня мы в свою очередь проходим через Таинство Крещения, то символически «умираем для греха» и «рождаемся в жизнь вечную».
В крещенский сочельник и в сам день празднования Крещения Господня верующие приносят домой из храма святую воду — Агиасму. Потом её ежедневно пьют натощак. Маленькими порциями, растягивая на целый год. И эта великая святыня исцеляет тело, укрепляет дух и освящает ум христианина.
Агиасма – святая крещенская вода, обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей).
Великая Агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Важно знать, что купание в освящённых водоёмах (крещенские купания) является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.
Также следует понимать, что вода вообще в источниках в день праздника Крещения Господня ЧИСТА И ПЕРВОЗДАННА, но она не может освящать! Для этого нужно идти за Великой Агиасмой (Святой, крещенской водой) в православный храм или к тем источникам, которые освящены церковью.
Молитвы
Тропарь Крещения Господня
глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня
глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.
Канон Крещению Господню
Открыть канон на портале «Азбука веры»/сайте (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).
Канон Крещению Господню (2‑й)
Открыть канон на портале «Азбука веры»/сайте (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).
Акафист Богоявлению Господню
Открыть акафист на портале «Азбука веры»/сайте (там же его можно скачать в форматах PDF, ePUB, FB2).
Мысли святителя Феофана Затворника
Богоявление (Тит. 2, 11-14; З, 4-7; Мф. З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.
Видео
Крещение Господне. Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
длительность: 26:02 мин
| Больше узнать о Крещении Господнем:
— Крещение Господне. Богоявление
Проповеди и толкование Евангелия, освящение воды, богослужение в день праздника, толкование богослужебных текстов, иконография праздника, статьи и традиции празднования, вопросы священнику.
— Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
— Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Источники:
почтовая рассылка православной соцсети «Елицы» (elitsy.ru),
https://azbyka.ru/days/2024-01-19,
https://azbyka.ru/voda-svyataya,
https://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatoe-bogojavlenie-kreshchenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista.
(прочитано 32)